Психологические советы по индивидуальному подходу при подготовке к сдаче ЕГЭ
Увлекаясь психологией, собрала и
систематизировала для себя информацию о кратких психологических
характеристиках детей, основных трудностях, возникающих у них при сдаче
ЕГЭ и возможных стратегиях поддержки.
Правополушарные дети
Краткая психологическая характеристика:
- богатое воображение;
- хорошо развитое образное мышление;
- прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ:
-затруднения при необходимости четко логически мыслить;
-трудно сосредоточиться на фактах и теоретических построениях;
-деятельность прохождения тестирования левополушарна по своей сути.
Стратегии поддержки:
-необходимо задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки;
-возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, там, где требуется развернутый ответ.
Дети – синтетики
Краткая психологическая характеристика.
- опираются в большей степени на общее, а не на частности;
- мало времени уделяют деталям, потому что их интересуют общие взаимосвязи.
Основные трудности:
- трудности с анализом, выделением опорных моментов в информации, делением материала на смысловые блоки;
- при
сдаче ЕГЭ могут испытывать затруднения, связанные с необходимостью
аналитической деятельности и оперирования конкретными фактами.
Стратегии поддержки:
- при изучении каждой темы следует ее обобщить, выделить основные боки и наполнять их конкретным материалом;
- при
работе с тестами синтетиков нужно ориентировать на выявление основного в
каждом задании: что здесь является главным, на что стоит обращать
внимание в первую очередь?
- в
начале работы с тестовым материалом стоит ознакомиться с материалом в
целом: просмотреть имеющиеся задания, бегло ознакомиться с их
содержанием. Это поможет им сориентироваться.
Тревожные дети
Краткая характеристика:
-часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное;
-задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли они его поняли;
-часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности:
-отсутствие эмоционального контакта со взрослым.
Стратегии поддержки:
-нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов;
-создавать ситуацию успеха, поощрения, поддержания.
Неуверенные дети
Краткая характеристика:
- не умеют опираться на собственное мнение, склонны прибегать к помощи других людей;
- хорошо справляются с заданиями по образцу;
- часто
подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно
педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности:
- необходимость опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение.
Стратегии поддержки:
- при работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и
рекомендаций. Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо
дождаться, когда он примет решение. («Как ты думаешь, с чего лучше
начинать: с простых или сложных заданий?»)
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации
Краткая характеристика:
- обычно эти дети характеризуют как «невнимательных», «рассеянных»;
- у таких детей часто неустойчивая работоспособность
- они могут часто отвлекаться.
Основные трудности:
-непроизвольные дети при общем высоком уровне могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки:
- важно
научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные
материальные средства (часы, линейка, указывающая нужную строку и т.д.).
Перфекционисты и «отличники»
Краткая психологическая характеристика:
- высокая или очень высокая успеваемость;
- ответственность, организованность, исполнительность;
- перфекционисты
очень чувствительны к похвале, для них характерен очень высокий уровень
притязаний и крайне неустойчивая самооценка.
Основные трудности:
-им нужно сделать все, причем безошибочно.
Стратегии поддержки:
-помочь осознать разницу между «достаточным» и «превосходным»;
-им необходимо понять, что для получения отличной оценки не необходимости выполнять все задания.
Астеничные дети
Краткая психологическая характеристика:
-высокая утомляемость, истощаемость;
-при утомляемости резко увеличивается количество ошибок.
Основные трудности:
-высокая вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.
Стратегии поддержки:
-оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомился;
-консультация у невролога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов
Гипертимные дети
Краткая психологическая характеристика:
- очень быстрые, энергичные, активные;
- импульсивны, порой несдержанны;
- склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности;
- сниженная учебная мотивация.
Основные трудности:
- «слабое место» гипертимных детей – собранность, концентрация внимания, тщательность и аккуратность.
Стратегии поддержки:
- необходимо
развивать навыки самопроверки: по завершении работы найти ошибки,
самостоятельно проверить результаты выполнения задания;
- необходимо
создать у гипертимных детей ощущение важности ситуации экзамена. Это
именно тот случай, когда нужно со всей серьезностью разъяснить, какое
огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Застревающие дети
Краткая психологическая характеристика:
- они с трудом переключаются с одного задания на другое;
- им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания;
- если их начинают торопить, темп их деятельности еще больше снижается.
Основные трудности:
-необходимо быстро переключаться с одного задания на другое;
-актуализировать знания из различных разделов школьной программы.
Стратегии поддержки:
- Научить ребенка пользоваться часами для того, чтобы определять время, необходимое для каждого задания
- Можно заранее определить, сколько времени следует отвести на каждое задание на экзамене.
Аудиалы и кинестетики
Краткая психологическая характеристика:
- основная модальность восприятия: аудиальная (слуховая) и кинестетическая (тактильная)
Основные трудности:
- ЕГЭ
имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для
визуалов, одновременно усложняя ее для аудиалов и кинестетиков.
Стратегии поддержки:
-аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух;
-кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом)
Взято с сайта www.openclass.ru