МИФОЛОГИЯ ЕГЭ: СПОСОБЫ РАБОТЫ
С НЕГАТИВНЫМИ УСТАНОВКАМИ
В настоящее время, когда все
больше выпускников, их родителей, педагогов
решают задачи подготовки к ЕГЭ, начинает, как
показывает наш опыт, формироваться
специфический феномен — «мифология ЕГЭ». Под
мифологией в данном случае мы понимаем
иррациональные, неосознаваемые, эмоционально
нагруженные убеждения и установки, отражающие
отношение к этому экзамену. Вести дискуссии на
эту тему в самых различных аудиториях
(выпускники, педагоги, психологи, администрация
школы) непросто зачастую именно вследствие
наличия данных установок. Конечно, проявляться
они будут по-разному: дети говорят о том, что «ЕГЭ
сдать невозможно», педагоги — о нереалистичных
требованиях и некорректно сформулированных
заданиях, родители — о том, что «где-то в других
регионах все куплено и дети получают только
пятерки». Как правило, подобные высказывания
сопровождаются сильными эмоциями: тревогой,
гневом, страхом. Перевести дискуссию,
напоминающую описанную Э. Берном игру «Какой
ужас!», в более конструктивное русло бывает
сложно.
Существование
такой мифологии с психологической точки зрения
вполне понятно и объяснимо. Действительно,
высокий уровень тревоги, необходимость быстро
адаптировать методы работы для оптимальной
подготовки выпускников, недостаток объективной
и подробной информации о самом экзамене, его
целях и процедуре — все эти факторы
обусловливают появление того, что мы называем
«мифологией».
Важно пояснить, что мы анализируем не то,
насколько эти убеждения действительно отражают
реальную картину экзамена. Для психолога важно
не столько то, как сформулированы вопросы,
сколько эмоциональный настрой выпускников и
взрослых, их окружающих. Очевидно, что если
задачи психологической подготовки к ЕГЭ
реализуются при наличии столь сильных
предубеждений, то возможность их решения весьма
невелика.
Поэтому мы полагаем, что важной предпосылкой
для продуктивной работы по психологической
подготовке к ЕГЭ является предварительная
проработка «мифологии», существующей у
выпускников, педагогов и родителей. Основной
целью данной проработки является осознание
существующего предубеждения и его обсуждение в
группе, что позволяет в результате сформировать
более позитивное отношение к ЕГЭ.
Для ведущего также необходимо владеть
фактической информацией, которой он может
проиллюстрировать обсуждение темы. Например,
известно, что введение ЕГЭ имеет большое
позитивное значение для тех регионов России, где
в силу природных условий у выпускников нет
возможности часто покидать место проживания для
сдачи нескольких экзаменов. Это касается, в
частности, Якутии.
Приведем примеры упражнений, позволяющих
обсуждать «мифологию» ЕГЭ в различных
аудиториях.
Упражнение «Расшифровка»
Материал: плакаты с буквами Е, Г, Э (по одной
букве на каждом плакате).
Инструкция для участников: «Перед вами три
буквы. Они могут иметь хорошо известную нам
расшифровку — единый государственный экзамен, а
могут обозначать что-то совсем другое. Давайте
попробуем расшифровать каждую букву по-своему».
Сначала участники предлагают слова,
начинающиеся на каждую из этих букв, а затем
ведущий предлагает составить из этих слов
словосочетания. в итоге получается что-то вроде
«естественный громкий эксперимент».
Упражнение хорошо помогает снизить общую
тревогу перед обсуждением темы.
Упражнение «Шкала согласия»
Возможны два варианта проведения этого
упражнения.
Вариант 1. Ведущий обозначает в комнате
два крайних полюса: согласия и несогласия.
Например, крайнее согласие — у окна, крайнее
несогласие — у двери. Затем он предлагает
участникам различные утверждения и просит их
занять позицию в пространстве, отражающую
степень согласия или несогласия с данным
утверждением. Затем ведущий просит желающих
прокомментировать свою позицию.
Вариант 2. Шкалы рисуются на бумаге, и
участников просят обозначить свою позицию в виде
точки. В остальном упражнение проводится
аналогично.
Варианты утверждений для выражения степени
согласия или несогласия:
Я много знаю о процедуре проведения ЕГЭ.
ЕГЭ предоставляет школьникам новые
возможности.
Сдать ЕГЭ мне по силам.